?

Log in

No account? Create an account
Oleg Pol
Типовой набор бестселлера 
10-авг-2009 12:52 am
Darkmoor
Прочитал пост http://vvladimirsky.livejournal.com/584989.html
Поучаствовал в комментариях. А потом сел и глубоко задумался.

Был такой автор, видный теоретик (и практик) отечественного спортивного туризма. Александр Берман.
В одной из книг он описывал технику строительства снежных хижин, по типу эскимосских. Помню оттуда очень знаменательную фразу:

Первую хижину нужно строить диаметром полтора метра. Ни в коем случае не больше, иначе не научишься.


Мой опыт в строительстве хижин очень и очень скромен, но могу лишь подтвердить. Нагрузку на снежную плиту, жесткость снега и т.п. надо очень хорошо чувствовать. И учиться чувствовать лучше на "карманном" варианте - когда все под рукой, можно пощупать, взвесить и оценить. На больших и тяжелых снежных плитах, если не прочувствовал ранее - сделать это архисложно.

К чему я веду?
Рекомендации из поста по ссылке адресованы начинающим авторам, пусть это напрямую и не сказано.

Простите, но в первом классе музыкальной школы не задают играть "Апассионату".
И в третьем классе не задают.
И в пятом классе это весьма проблематично.
Выпускник музыкальной школы - дело иное, но до этого уровня надо еще доучиться.

А почему?

С первым классом все ясно. Но ученик, к примеру, класса пятого вполне способен (при большом желании) "Апассионату" выучить и сыграть. И - не задают.
Не задают потому, что если и выучит - сыграет он ее плохо. И это еще полбеды. Хуже, что он при этом неправильно разовьет руки. И когда он уже дорастет до нужного уровня - ему придется переучиваться, либо постановка рук останется неверной. Переучиваться - сами понимаете, это зачастую хуже, чем учиться с нуля.

Последовательность лучше не нарушать. В первом классе играют гаммы, в третьем - этюды. В пятом - Штрауса и Огинского. По ходу обучения очередь дойдет и до великих сонат Бехтовена. И до симфоний Гайдна. Но - потом.

Поэтому, обращаясь к абстрактному молодому автору, скажу: если это у тебя первая толстая книга, пиши ее именно так. По указанным правилам. И вторую пиши так же. Наверное, и третью. Кому-то может и пяти нехватить, но настаивать не буду. Впрочем, после третьей книги любой автор сам увидит, что ему уже можно, а что - нет.

Примеров приводить намеренно не стану. Но больно глядеть, как автор (бесспорно, талантливый) вводит в действие несколько главных героев, иногда даже - от первого лица, мечется между сюжетными линиями, тонет в ретроспективах и интермедиях и... получается у него довольно плохо. Мерзко получается. Главным образом - из-за недостатка опыта.

В общем, ребята - в первых книгах лучше уж выполняйте что сказано. Думаю - окупится.
Comments 
9-авг-2009 09:17 pm
Ты знаешь, оно по-разному у всех. Кто-то начинает со сложного и идет к упрощению. Кто-то - честно от простого к сложному.
А кому-то надо научиться на пианино подбирать тремя пальцами "Миллион алых роз", и он будет бесконечно счастлив.
Например, как журналист, я начинала смешно. Я писала всякие зарисовочки "как левая нога захочет", и меня даже благосклонно печатали. И только потом я поняла смысл и вкус работы "в формат". И даже когда у меня нет формата, то есть, мне говорят - пиши сколько хочешь и как хочешь, я все равно внутренне выстраиваю себе этот формат, авторский.
Поэтому первый роман стоит написать, как пишется. А дальше уже думать - надо ли тебе это вообще.
А вообще - форматные требования у них - отличный челлендж для задравших нос. Вот доем грант - и, может, попробую. Объем там вполне гуманный. Не 20 и не 30 листов.
9-авг-2009 09:39 pm
Кто-то и после пятой-шестой книжки считает себя начиНЯющим автором. А я вот, грешным делом, уже после первой перестала себя таковым считать - и соответственно, применять к себе все, что рассчитано на таковых...
Мне кажется, все в конечном счете упирается в ПОВОД ДЛЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ. В то, ЗАЧЕМ пишешь. В различия этих поводов упираются и различия в способах обучения.

9-авг-2009 10:08 pm
Я в пятом классе Лунную играл :) Чуть попозже и до остальных добрался.
Хотя вообще я с тобой согласна. Кое-кому из юных авторов я именно на музыкальных аналогиях объясняла, что не надо браться за сложную стилизацию, если ты и просто свои мысли выражаешь не очень уверенно.
9-авг-2009 11:20 pm
Да, ты прав.
10-авг-2009 12:34 am
Не знаю... У меня между пробами пера в 1989г и первым законченной крупной формой прошло почти пятнадцать лет. Заполненных проработками сюжетов-линий-героев-реалий-миров на два-три романа каждый год. Только без создания готового текста -- планы-сценарии, эпизоды, зарисовки, диалоги...
Так что эту специальность я сдал "экстерном". А вот в работе с массивом текста, его качеством и сбалансированностью действительно, начал кое-какие навыки приобретать после трех опубликованных книг (четвертая по некоторым причинам будет в этом отношении неудачной, но более поздние тексты закладываются уже на основании полученного опыта).

PS А у Васи я развлекаюсь травлей Руха, который позволил себе слишком высокомерно хамить тем, кого случившееся огорчило. Это непозволительно, и он свое получит...
10-авг-2009 01:38 am
не могу не согласиться с постскриптумом.
10-авг-2009 03:32 am
***Примеров приводить намеренно не стану. Но больно глядеть, как автор (бесспорно, талантливый) вводит в действие несколько главных героев, иногда даже - от первого лица, мечется между сюжетными линиями, тонет в ретроспективах и интермедиях и... получается у него довольно плохо. Мерзко получается. Главным образом - из-за недостатка опыта***

А тебе не больно глядеть, как талантливый автор кряхтит и пердит, пытаясь растянуть хорошую повесть на требуемые 13 листов?

Понимаешь, требования "Крылова" - это требования, по которым нельзя написать ни хороший роман, ни хорошую повесть. Роман, созданный по этим ТТХ, будет плоским и одноплановым, повесть - невыносимо затянутой. ПОлучается, начинающего автора с самого начала учат писать ПЛОХО.

Edited at 2009-08-10 03:33 (UTC)
10-авг-2009 05:28 am
Писать ладно. Писать МТА может как угодно. А вот кто и почему это должен читать? Когда вы построете хижину диаметров в полтора метра - вы кого-нибудь там заставляете жить? :)
10-авг-2009 05:46 am
Когда вы построете хижину диаметров в полтора метра - вы кого-нибудь там заставляете жить? :)

Зачем заставлять? Такая хижина строится для себя. Далее (у Бермана это подробно описано) она строится не одна, и в полученном сооружении ночевать просторнее и комфортнее, чем в серебрянке.

Писать ладно. Писать МТА может как угодно. А вот кто и почему это должен читать?

Верно, не должен никто. Совершенно никто не обязан. Не нравится - не читай :)
Но тонкость в том, что если эта книга у начинающего автора - первая, то шансов получить вполне читаемый текст при соблюдении пресловутых правил будет не меньше, а больше.
10-авг-2009 08:39 am
Писать первую книгу под заказ - значит встать на тропинку штамповщика сразу, без возможности с нее свернуть. Если человек начинает писать, как сказано, так лучше ему вовсе не писать.

А на счет телеги у Владимирского. Я понимаю, требования издателя и все такое, но пардон муа РОМАНОВ С ОДНОЙ СЮЖЕТНОЙ ЛИНИЕЙ НЕ БЫВАЕТ. Потому что роман по определению произведение с разветленным сюжетом. И критики, писатели, издатели, которые обсуждают это на полном серьезе вызывают умиление.
10-авг-2009 12:56 pm
То у Владимирского. Он уже не критик, он издатель, ему теперь простительно слова путать.

Но обрати внимание, используется ли слово "роман" тут у меня.
10-авг-2009 09:22 am
Насчет бестселлеров - спорить не буду. По данным критериям чего-то написать можно, да. Но вот ни Стивенсон, ни Дюма, ни даже Понсон дю Террайль под сформулированные критерии не подпадают. Кто не верит, откройте да внимательно прочтите.
Так вот, товарищ абстрактный молодой аффтар - твои УЧЕБНЫЕ творения, которые тебе нужны для творческого развития, тот самый "учебный миллион знаков" - ты должен написать, верно, но вот упаси Эру и Белинский эти этюды куда-то публиковать...
10-авг-2009 10:07 am
Повспоминала... Ну вот, например, "Лорд с планеты Земля" Лукьяненко сюда отлично укладывается. Да и другие его книги. У Дивова "Выбравка" - более-менее. У Олдей... Олдей плохо помню. Дяченки? Ха, "Цифровой" - с сильным натягом - но можно уложить при желании.

Другое дело, что когда я говорю, что "Тайный город" Панова читать невозможно, а мне в ответ: "Погоди, погоди, вот с 7-ой книги он начал писать замечательно," - очень сильно бесит.
10-авг-2009 01:01 pm
Здравствуйте.
Если убрать последнюю строчку -- то всё хорошо.
А с ней -- всё плохо.
И -- да, оно окупится.
Литпродукт -- он как навоз: если умело продавать, то пахнет не дерьмом, а деньгами.

Впрочем, сомневаюсь, что вы чего-то не знали.
10-авг-2009 01:03 pm
"Все плохо" станет, если я из последней строчки уберу слово "первых".
Ну или если его проигнорировать :)
10-авг-2009 01:36 pm
Гы, на кубикусе народ тоже возмущается: http://www.kubikus.ru/forum/topic.asp?whichpage=1&CAT_ID=5&FORUM_ID=49&TOPIC_ID=6800 )))
10-авг-2009 02:30 pm
Туда не полезу. Все, что хотел высказать, я уже. Тут.
10-авг-2009 05:38 pm
Дарк, ты прав. С одной стороны. С другой, требования "Крылова" - это что-то, напоминающее прокрустово ложе. Подобное ограничение по качеству, на мой взгляд, вряд ли приведет к чему-то хорошему. Фактически будет клон серии "Сталкер", в которой при всей ее плодовитости я доволен только тремя романами.
11-авг-2009 11:33 am
Сейчас дорабатываю вариант записки. С учетом "реакции зала" добавил в самое начало:

"Внимание! Данный документ носит рекомендательный характер и предназначен, прежде всего, для авторов, только планирующих начать сотрудничество с издательством «Крылов». Работа с писателями, успешно публикующимися в «Мужском клубе», идет на строго индивидуальной основе, с учетом особенностей творческого почерка каждого из них."

Мне-то почему-то казалось, что это очевидно, но нет... Вот в чем польза публичной "обкатки" таких меморандумов.
11-авг-2009 11:59 am
Логично.

Я, если ты заметил, тут сужаю область еще сильнее - для авторов, только планирующих начать писательскую карьеру. Остальных намеренно не касаюсь. То есть совсем.
(Удалённый комментарий)
9-дек-2009 09:53 am
Лена, ты права полностью. Вот только ничего из того, с чем ты споришь, я не утверждал.

Честное пионерское ;)

Впрочем...

В третьих, тот кто может сразу, он может сразу все, включая ретроспекции, героев и т.д.

Сразу человек не может хорошо писать. А если может - значит, он этому учился. Долго и эффективно. Да, он мог учиться и незаметно для себя. Но такому автору, скорее всего, глубоко за тридцать, а главное - у него за плечами преизряднейший груз прочитанного. Прочитанной хорошей литературы. Которая уже, что называется, въелась.

Целевая же аудитория моего стона души - молодежь. Которая хочет писать сейчас.
Ну так, считаю, пусть хотя бы при этом учится. Все лучше будет.
А литературную карьеру я им при этом не гарантировал ;))

Да, кстати. Будет настроение - заходи в гости на http://www.stihi.ru/avtor/darkmoor


Edited at 2009-12-09 09:55 (UTC)
This page was loaded фев 23 2018, 10:40 am GMT.